Основа типирования специализаций в науке складности объясняется через ценность первого (базового) уровня пирамиды Маслоу- через способы добывания еды.
Воины — берут готовую еду.
Хозяева — добывают еду от Земли и других природных ресурсов.
Герои — ищут новые способы добывать еду.
Жрецы — копят знания о том, где есть еда и какими способами её можно добыть.
Иногда нам задают вопрос: а как же более высокие человеческие ценности?
Отвечаем: точно так же.
Безопасность
Воины будут обеспечивать её напрямую — вооружаться и защищать.
Хозяева будут прятать и прятаться.
Герои придумывать всякие запутки и обманки.
Жрецы занимать то место, где они, как бы, не при делах.
Потребность в принадлежности общении
Воины и здесь подходят к вопросу прямо: устанавливают чёткую субординацию общения. И попробуй отказаться.
Хозяева общаются для дела.
Герои общаются из интереса.
Жрецы обмениваются знанием.
Потребность в признании
Воины надевают погоны и знаки различия.
Хозяева мерятся тем, что накопили.
Герои в этот момент в очередной экспедиции.
Жрецы используют индекс цитирования (размер паствы).
Потребность в самовыражении
Воины что-нибудь завоёвывают. В мирном варианте подминают под себя максимальное количество ресурсов.
Хозяева создают транснациональные корпорации и лучшие товары.
Герои переворачивают мир и устраивают революции — технические и социальные.
Жрецы создают нетленные трактаты.
Можно видеть, что о каком бы деле ни шла речь, каждая особица действует одним, привычным ей способом.
Четверица предлагает нам ещё один взгляд на пирамиду Маслоу:
Еда и прочая физиология — это про выживание, похоже на Героев.
Безопасность — это про то, как вырастить и накопить, похоже на Хозяев.
Причастность и потребность в общении — это про то, как быть вместе, похоже на Воинов.
Уважение — это про лидеров мнений, похоже на Жрецов.
Мы видим в этом вертикальном движении четверицу, поскольку она является универсальным природным принципом, но, поскольку её края разомкнуты, получить с её помощью устойчивого хозяйственного цикла не выйдет.
Поэтому вертикальный и горизонтальный контекст требует бережного различения.
На самом деле, это не горизонтальный круг цела, в котором лежат Герои, Хозяева, Воины и Жрецы теории социальной специализации, а вертикальная спираль роста, к которой относятся периоды взросления детей и подростков. Так же вертикальная интерпретация характерна для индийских и славянских варн (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры), однако, с точки зрения теории социальной специализации, в этом, последнем случае носители знания о варнах не проводят различения между вертикальным (спиральным) и горизонтальным (замкнутым) движением и, вместо гармоничного, стабилизированного замкнутого хозяйственного цикла, предлагают строить хозяйство на основе вертикальной прокачки ресурса от менее развитых особей к более развитым.
Искусственная сегрегация общества по такому вертикальному принципу видится нам, этически сомнительной — в реальной жизни её вполне заменяют принципы карьерного роста.
В то же время, корректное совмещение горизонтальной и вертикальной четвериц обещает дать складную концепцию образования.
Возвращаясь к пирамиде Маслоу, в её современном 7-частном виде
Стоя на позициях складности и исходя из закона полноты качеств, мы можем предположить, что пирамида не достроена:
В цепочке «познание — эстетика — самоактуализация» не хватает четвёртого звена — мудрости, которая рождает истинного Учителя.