Знал ли Мартин Лютер теорию социальной специализации?
Навряд ли. Но 4 специализации вокруг себя явно видел — потому что они есть не зависимо от того, знаешь ты про них, или нет.
Что такое трусость? Трусость — это когда есть, что терять. Когда у человека есть делянка, в которую он вкладывает семена, чтобы они выросли и труд за ними ухаживать, а она его кормит, все его силы уходят на этот труд. Охранять делянку означает отвлекаться от выращивания, поэтому человек предпочтёт её спрятать и, от этого, будет опасаться, что её найдут (и отберут).
ТСС называет таких людей «Хозяева». Их особица разумна, но для раздолбаев без делянки эта разумность кажется трусостью.
Что такое целесообразно и благоразумно? Ответить на этот вопрос, да и вообще задаться им предметно может тот, кто понимает про порядок вещей. Увы, ему обычно есть мало дела до того, что кто-то может помереть с голоду — он и сам часто не помнит, когда в последний раз ел. Если человек связан многим, порядок вещей не открывается. Порядок, как вещь вечная, не любит, чтобы что-то было важнее его.
ТСС называет таких людей «Жрецы» (хранители и служители знания). Их особицу мало интересует, «как изменить», гораздо больше — «как это работает» и «как этому следовать».
Что такое тщеславие и популярность? Популярность даёт естественную и добровольную власть над самым сильным ресурсом, с помощью которого можно овладеть и остальными — над людьми. Тому, у кого есть власть, делянка не нужна — он кормится не от земли, а от Хозяев. Но без тщеславия власти не удержать, и, тем более, не преумножить. Отказ же от тщеславия будет означать не просто потерю власти, но и передачу её тому, у кого есть тщеславие.
ТСС называет таких людей «Воины». Человек, избравший своей стезёй власть, с необходимостью будет тщеславным, чтобы стремиться вверх. Их особицу не интересует счастье и радость другого конкретного человека, но электорат в целом должен быть доволен и под защитой.
Что такое совесть и правильность? Правильно — это когда совесть не сигналит, что ты делаешь хуже тем, кто тебе доверился. Это важно для тех, кто хочет изменить порядок вещей, потому что иногда лучше бы ничего не трогали.
ТСС называет таких людей «Герои». Их особица всегда на острие изменений, хороших или плохих, всегда — в зоне риска и неизвестности, которых остальные старательно избегают.
Как определить, какое поведение более ценно?
Мартин Лютер, конечно, преследовал свои цели, чтобы призвать… Героев.
Потому что в реальности никто из этих персонажей ни в кого не превращается и поведение каждого отдельно взятого человека от жизненных обстоятельств кардинально не меняется: Хозяева будут беречь делянку, Жрецы наводить тень на плетень, Воины делить власть, а Герои откручивать очередной шурупчик, на котором всё держится.
Все одинаково важны. Без любого из них цивилизация уже через 50 лет вляпается в кризис.
Главное здесь, не «что», а «как»:
Хочешь безопасности — заботься о росте соседей.
Хочешь благоразумия — пказывай другим прямой путь, а не сбивай с него,
Хочешь популярности — служи народу, а не отдельным людям,
Хочешь совести — заботься обо всех и не ходи по головам.