Пять элементов у-син

Один из наших корреспондентов привёл хороший пример из китайской философии, частью которой является учение о пяти элементах у-син. С благодарностью принимая этот вклад, приведу здесь часть нашей переписки.

Цитата:

Эти представления, циклы-круги, известны на востоке всем, там и власть обычно объясняют таким способом:  бизнесмены давят на дупутатов (покупают), дупутаты давят на  министров и президентов (законами и тюрьмой), министры
управляют «народом», народ выбирает депутатов и т.д..

На самом деле, это циклическая структура, но не четверичная, а пятеричная:

Народ, Бизнес, Депутаты, Министры, Император.

И работать она должна так:

1) По звезде:

  • Народ выбирает Депутатов,
  • Депутаты поддерживают Императора (точнее, депутаты выбирают Президента, главы провинций поддерживают Императора, но суть одна),
  • Император устанавливает налоги с Бизнеса (стимулирует или наоборот),
  • Бизнес создаёт проблемы Министрам,
  • Министры обустраивают жизнь Народа.

2) По кругу:

  • Бизнес покупает Депутатов,
  • Депутаты давят на Министров,
  • Министры наушничают Императору,
  • Народ слушает Императора и влияет на Бизнес через спрос.

Если это нарисовать, то будут видны такие интересные коллизии: Депутатов выбирает Народ, но их перекупает Бизнес, Депутаты поддерживают Императора, но слушает он Министров, Министры занимаются устройством жизни Народа, но Народ слушает Императора…

Эта схема отличается от четверицы одним важным обстоятельством: когда мы (конкретно в рамках философии складности) обсуждаем четверицу, мы кристально ясно и формально определимо понимаем, на что смотрим — из чего состоит, почему, где границы, как себя поведёт. Т.е., это знание распаковано.

А когда мы анализируем 5 элементов у-син, мы не понимаем природы этих элементов и не можем их свободно находить вокруг себя, кроме уже нам указанных. Это знание пока запаковано, в т.ч. и для самих Китайцев. Точно так же, как 4 элемента в запакованном виде хранятся у Индусов и они это тоже не могут пока распаковать — их время придёт первыми, а про 5 элементов мы ещё долго не поймём, о чём там речь с точки зрения физической интерпретации процессов.

И почему у нас этого нет? (Почему мы до сих пор не можем применять этот, давно описанный опыт пяти элементов?)

Во-первых, чтобы это такие схемы работали, необходимо, чтобы компоненты общества отвечали принципам складности (это, как минимум). А у нас они только по названию отвечают, а внутри они не таковы. И мы, в виде социально-философской концепции ДоБРа и складности, теперь получили инструмент для анализа их на соответствие.

Во-вторых, у китайцев-то тоже этого нет, это лишь «небесный образ», объяснялка принципа, а не реальность. Но пристраиваться к закону природы, пусть даже не до конца понятому, всё равно выгоднее, чем совсем вслепую. Ну и у них культурная задача такая — хранить, пока не востребуется.

В-третьих, реальные компоненты общества, т.е., те же бизнесмены, народ, государство, из которых можно что-то сложить, не одинаковы, например, у нас, в Китае, или где-то ещё. Т.е., и сами способы формирования и взаимодействия этих компонентов будут не под копирку, а уникальны. Едина только общая схема, потому что она задана природой, но не её исполнение.

Добавить комментарий